Основой любой традиции в целом и Традиционного айкидо в частности является этикет, то есть система морально-этических отношений (норм, правил, установок, рекомендаций), принятых в определённой группе людей и передаваемых из поколения в поколение.
Сначала необходимо понять, что же такое додзё? Возьмём дословный перевод этого термина с кандзи(японского). Додзё – буквально “место пути”, то есть место, где изучают Путь или следуют по Пути. Тогда что же такое Путь?
В каждой уважающей себя семье есть определённая схема поведения, правила или традиции. Например: то, как вести себя за столом, ключевые фразы, произносимые изо дня в день, запрет использования нецензурных слов, отношение к старшим, способы заботы и воспитания младших и многое другое. Без этого в семье нет Авасэ – единения, и такую семью можно назвать лишь общежитием людей с разного рода интересами.
В каждой традиционной семье поклоняются божеству, поэтому поклоны совершаются в красный угол, то есть алтарю или иконостасу. В додзё роль красного угла выполняет Камидза (букв. “место, где сидят боги”) – это самое главное место в додзё.
Все без исключения Сиханы Айкидо были отомо О-Сэнсэя Уэсибы.
Отомо – это составная часть глубокого познания будо, так как вы, будучи отомо, имеете уникальную возможность сопровождать сэнсэя во время Сюгё (странствий для практики). Это самый сложный и в то же время самый полный способ обучения. Отомо подобен телохранителю и так же, как он, находится постоянно слева сзади.
В старину в Японии был термин “Хидари ёкодза-но яри” (букв. “тот, кто сидит слева сзади с копьём”) – так называли телохранителей, военных советников, самых близких учеников. Находясь за спиной слева, они защищали самое уязвимое место воина. У отомо те же функции, но он также в старину нёс вещи сэнсэя, чтобы освободить ему руки в случае непредвиденной опасности.
Отомо как сопровождающий должен очень многое уметь или быть способным быстро обучаться: к примеру, знать кулинарные пристрастия сэнсэя (таким образом он изучал диету воина), должен уметь приготовить ванну и сделать массаж (при этом изучая способы восстановления после долгих тренировок и травм). Из бесед с сэнсэем, а также слушая его разговоры с другими мастерами будо, отомо получал бесценный опыт и буквально впитывал в себя отношение к практике, людям, к быту и жизни своего сэнсэя. Поведение за столом, применение подручных средств для самообороны, мимолётная практика, множество технических, физических и психологических нюансов невозможно передать при практике только в пределах додзё. Это жизнь, и для этого необходимо жить рядом. Отомо – это тот, кто отдаёт намного больше всех остальных, но неизмеримо больше он получает. Это лучший вид обучения.
«Практика есть основа овладения вашим Ки» (Уэсиба Морихэй).
Существует разное отношение к практике будо в целом и к айкидо в частности. Что же формирует это отношение?
Для правильного понимания целей и задач будо существует несколько видов практики – такие как Кэйко, Танрэн, Рэнсю.
Эти виды практики необходимо расставить в верной последовательности, чтобы не бросаться из крайности в крайность, а постепенно, методично идти по пути познания.
Для наглядности сравним практику с изготовлением и применением меча.
Для того чтобы изготовить хороший клинок, необходимо скопировать форму, состав и технологию изготовления лучшего клинка, который вам доступен. Для этого ищем лучший додзё, который только можем найти. Копируем форму (технику), технологию (методику обучения), состав (этикет-отношение). На этом этапе главное не изобретать заново велосипед, а искренне копировать. Конечно, можно попробовать создать “свой собственный меч”, но будет ли он столь же хорош, как лучший клинок, и прослужит ли он не одному поколению воинов или затупится, а то и сломается в первом же бою? В этом и есть цель практики Кэйко – копировать.
Далее Танрэн – “ковка, закалка”, то есть испытание “огнём и водой”. Для этого необходимо проверить и испытать технику всеми доступными способами: 10 000 повторений, 10 000 раз с различными укэ, в разных физических и климатических условиях, на разных грунтах (песок, вода, грязь, трава и др.), с различными видами оружия и т.д. Техника должна стать вашей и, как клинок, надежно “сидеть” в руке. Именно тогда вы будете доверять своему “клинку” (будо).
“Огонь и вода” – это здорово, но это не главное. Ваш меч твёрд, гибок и закалён. Но если его не шлифовать, он заржавеет.
После закалки и проверки ваш меч засиял на солнце, и вы по праву можете им гордится!
Стоп! Именно это главный враг на пути: гордыня или “медные трубы”, кому как угодно. Вы должны помнить о том, что солнце будет не всегда, будут тучи и дожди. Если вы возгордились, вы остановились, а искусство подобно зыбучим пескам: как только вы перестаёте идти вверх, сразу начинаете скатываться вниз. Без практики искусство умирает. Без постоянной шлифовки меч заржавеет. Именно в этом смысл Рэнсю: шлифовка изо дня в день, из года в год, всю жизнь.